Оттенки лжи 1.9.12 Одно время я работал в компьютерном магазине чем-то вроде дизайнера. Помимо прочего, я ламинировал документы. В то время я недавно женился и узнал в ЗАГСе, что свидетельство о браке ламинировать нельзя, иначе оно станет недействительным. При этом ко мне почти каждую неделю приходили ламинировать данный документ. Конечно, я предупреждал людей о том, что знал сам, и позволял им сделать более информированное решение. Хотя я терял прибыль, я просто не мог поступать иначе. Если бы я молчал и ламинировал свидетельства (в конце концов, этого хочет клиент), солгал бы я? Очевидно, что нет: я бы не сказал ни слова неправды. Однако и назвать такой поступок по-настоящему честным тоже нельзя – в нем нет прямоты, искренности, заботы о благе другого. Любая ложь – бесчестность, но не любая бесчестность – ложь. На мой взгляд, вышеприведенный пример показывает, что помимо прямой лжи есть много других, менее явных форм бесчестности, которые тем не менее тоже говорят о глубоком кризисе любви в нашем обществе. Куда ни глянь, каждый пытается нажиться на своем ближнем любыми правдами, полуправдами и неправдами, уподобляясь хищным зверям в лесу. Недавно я ехал в поезде, и на пересечении границы проводница утверждала, что для получения повторного бланка одного важного документа (первый я случайно испортил) нужно купить лотерейный билет за 100 рублей. Это нарушение закона, но проводники делают ставку на то, что людям проще заплатить, чем разбираться. Подобные примеры, мелкие и крупные, можно множить до бесконечности. Просто удивительно, насколько современный мир пропитан бесчестностью самых разных форм и видов. Дети учатся бесчестности чуть ли не с детского сада, списывая на экзаменах и выдавая чужие рефераты за свои. Бизнесмены не сообщают потребителям всех минусов своей продукции, но кричат лишь о плюсах. Мир рекламы изначально построен на нечестности, подавая только ту информацию, которая согласуется с коммерческими интересами заказчика. В прессе под маской новостей льется откровенная пропаганда. Политики скрывают от избирателей, что действительно собираются делать (и что не делать) после избрания. Чиновники приходят во власть не для служения обществу, а для зарабатывания денег, и не скрывают этого. Почти исчезла честность в браке. Религиозные деятели искажают учение собственных церквей только лишь с целью сохранить паству и собственную зарплату. Может быть, в основном все эти люди не лгут, но ведут ли они себя честно? При этом те же самые люди рассуждают о православии, христианстве, духовном возрождении России и т.д. Но если совесть человека не возмущается от всего происходящего, не побуждает его решительно отмежеваться от всего этого даже с ущербом для себя, может ли он считать себя христианином, пусть и носит килограммовый крест? В толковом словаре Т. Ефремова дается такое определение понятия «честный»: «Тот, кто правдив, добросовестен, не способен лукавить». Неспособность лукавить – вот ядро понятия. Именно к неспособности лукавить должно привести человека духовное и христианское развитие, иначе это развитие ведет в тупик. Нет, вместо духовного возрождения происходит прямо противоположное. Похоже на то, что современный мир с его темпами, стрессами, нравственным релятивизмом и обилием материальных соблазнов только усугубил кризис честности. Как всегда, Библия была права: Но знай то, что в последние дни наступят необычайно трудные времена. Люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными, богохульниками, непослушными родителям, неблагодарными, неверными, лишёнными родственных чувств, несговорчивыми, клеветниками, не имеющими самообладания, ожесточёнными, не любящими добродетельность, предателями, своенравными, гордецами, любящими удовольствия, но не любящими Бога, имеющими вид преданности Богу, но отвергающими её силу. От таких удаляйся (2 Тим. 3:1–5). Первое предложение этой цитаты – вот настоящая надежда. Если эти дни – последние, то надо лишь немного потерпеть. Только эта надежда позволяет не отчаиваться и сохранить что-то человеческое посреди моря лжи. (Антон Чивчалов)

Теги других блогов: общество этика бесчестность